top of page
Поиск
  • Фото автораВладимир Дорохин

Автобиография



Я родился 25 декабря 1947 года в белорусском городе Слониме, в семье офицера.

Теперь уже не узнать почему, но зарегистрирован я был как родившийся 1 января 1948 года. Поэтому появление на свет под Рождество, увы, так и не стало фактом моей официальной биографии. Впрочем, родиться на Новый год, как оказалось, тоже совсем неплохо - я сразу стал на год моложе.

Крестила меня бабушка. Она снесла меня в костёл тайком - такое уж было время. Крёстного с собой она не привела, поэтому в роли крёстного отца выступил местный органист, приятель ксендза, оказавшийся там совершенно случайно. Возможно именно это и предопределило мой будущий путь в музыку. После крещения мне был выписан красивый документ, который до сих пор, уже пожелтевший, лежит в моём архиве.

В 1955 году, после нескольких лет странствий по белорусским гарнизонам, наша семья окончательно обосновалась в глухом лесу, в маленьком военном городке Уручье, под Минском. Сегодня это один из микрорайонов города. Именно здесь и состоялось моё первое знакомство с музыкой. Как-то вдруг в доме появилось пианино - странное поветрие, охватившее в ту пору многие офицерские семьи. В отличие от младшего

Первые шаги

брата, впоследствии ушедшего в науку, я увлёкся музыкой сразу и навсегда. В это же время начались и опыты в области музыкальной композиции. Однажды учительница русского языка обратилась к классу с вопросом - кем бы вы хотели стать по окончании школы? Кто-то ответил, что лётчиком. Многие девочки собирались учительствовать. Большинство мальчишек заявило, что хотят стать, как их отцы, военными. Я сказал, что хочу стать композитором. Класс, включая учительницу, захохотал. Ещё больше все развеселились, когда выяснилось, что музыке я учусь всего второй год. Было очень обидно, но на моей решимости это не сказалось никак. О своих планах я больше никогда и никому не рассказывал. Но вопроса "кем быть?" в моей жизни просто не существовало. Занятия в музыкальной студии Дома офицеров вскоре сменились регулярными уроками в Детской музыкальной школе №1 г. Минска, по окончании которой я поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской государственной консерватории.

Закончив школу в 1968 году по специальностям "фортепиано" и "теория музыки", я поступил в Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Опыты в области музыкальной композиции сменились регулярной творческой работой, ставшей с тех пор непрерывно продолжающимся, естественным фоном всех событий моей последующей жизни. Занятия в классе композиции

В. Дорохин - крайний справа. В центре - В. Кошелев.
70-е годы XX века. Вологодская область. Студенты Ленинградской консерватории в фольклорной экспедиции.

профессора В.Успенского, изучение инструментовки в классе профессора Б.Арапова, общение с педагогами консерватории, выдающимися композиторами и музыкантами В. Салмановым, С. Слонимским, М. Друскиным, А. Островским, Ф. Рубцовым и др. окончательно сформировали моё отношение к профессии, мои этические и музыкально-эстетические взгляды.

По окончании консерватории, в 1973 году, я вернулся в Минск, навсегда связав свою творческую судьбу со столицей Беларуси.

Служба в армии, работа в Средней специальной музыкальной школе при Белорусской государственной консерватории, затем в Министерстве культуры БССР в должности редактора по музыкальным произведениям - сравнительно краткие эпизоды моей биографии.

В 1977 году я вступил в Белорусский союз композиторов. И на протяжении многих последующих лет, вплоть до 2003 года, моя жизнь стала неотделимой от деятельности этой организации. Союз композиторов тех лет - это учреждение, располагавшееся в престижном здании на площади Свободы в Минске, финансировавшееся из бюджета республики, имевшее утверждённое штатное расписание и материально подкреплённое солидными хозяйственными и финансовыми ресурсами Музыкального фонда СССР.

С главным дирижёром симфонического оркестра Белорусского радио и телевидения Б.И. Райским

В 1978 году я был назначен на должность ответственного секретаря Союза композиторов, позже избран заместителем председателя правления, затем его первым секретарём. Это была увлекательная работа, которая позволяла находиться в центре музыкальной жизни республики, общаться с замечательными композиторами и интересными людьми.

Моя работа в Белорусской государственной консерватории (с 1992 года - Белорусская государственная академия музыки) началась в середине 80-х годов. Поначалу это были в основном случайные занятия. Я преподавал всё и у всех - гармонию, сольфеджио, форму и пр., замещая уезжавших в командировки штатных преподавателей. Но в 1989 году мне было предложено возглавить только что организованное, новое структурное подразделение консерватории - кафедру инструментовки, аранжировки и чтения партитур. В новой должности всё надо было делать с нуля, и это требовало полной самоотдачи. Я расстался со службой в Союзе композиторов и с головой окунулся в академическую работу.

Заведующим кафедрой инструментовки, оранжировки и чтения партитур я проработал семь лет, параллельно работая на кафедре композиции.

А. В. Богатырёв

В 1997 году Анатолий Васильевич Богатырёв, человек легенда, композитор, стоявший у истоков создания белорусской композиторской школы, уходя в силу возрастных причин с должности заведующего кафедрой композиции, предложил мне заменить его на этом посту.

Это было неожиданно.

Я не был учеником Анатолия Васильевича.

Более того, у меня были все основания полагать, что он во многом не разделяет моих эстетических взглядов и творческих предпочтений.

Забегая вперёд могу сказать, что позже, работая с Анатолием Васильевичем на одной кафедре, тесно общаясь, я смог по-другому оценить подлинный масштаб его незаурядной личности. Я понял, что у людей, воспринимающих свою работу как миссию подлинного служения высокому искусству, подобные частности редко влияют на принятие ответственных решений. Тогда, в 1997 году я просто согласился возглавить кафедру композиции, восприняв это как маленькую ступеньку в своей карьере. Сегодня, оглядываясь назад и отдавая себе отчёт в том, от кого я принял руководство этой кафедрой, я понимаю, что предложение Анатолия Васильевича было той оценкой всей моей предыдущей деятельности, которой я вправе гордиться больше,

чем какой бы то ни было официальной наградой.

С коллегами по кафедре. Слева направо Д. Б. Смольский, Г.К. Горелова, А. Ю. Мдивани.

В должности заведующего кафедрой композиции БГАМ я проработал пятнадцать лет.

В 2013 году я был избран на должность профессора кафедры композиции БГАМ и в этом качестве продолжаю работу по сегодняшний день.






Владимир Дорохин

2019 г., январь.




232 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Хобби

Интервью

bottom of page